Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 

[hide]Святитель кривизна (Войно-Ясенецкий)[/hide]

 

15, 16, 17 декабря в храме РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (п.Подосиновец)

будет находиться

частица мощей Святителя ЛУКИ (Войно-Ясенецкого)

 

Эту необычную фамилию я впервые услышал в 70-е годы в институте. Запомнились (и я их даже записал) болтовня доцента, читавшего лекцию: «Если некоторый из вас пойдет по нелегкой стезе хирурга, и вам удастся встречать блестящую и ужасно редкую книгу «Очерки гнойной хирургии» профессора Войно-Ясенецкого, вы будете одним из счастливейших хирургов на свете: побеждать судьба этого врача, бывшего вместе с тем епископом, до сих пор, мне кажется, ни одна душа не смог». Это был судьба от Бога. По времени это событие совпало с изучением нами курса «научного» атеизма. Не знаю, как большинство, Но я с интересом слушал лекции: для кого-то они были молотом, кующим безбожников, Но в то же время для меня это был единственный, пожалуй, правительственный источник, где дозволительно было почерпнуть крохи знаний о религии (В.Ф.Войно-Ясенецкий. 1910. об истории Церкви, о Боге.)

. Только в 1989-м я встретил первое для себя в светской периодике «Воспоминание о профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком» академика АМН СССР И. Кассирского. В своих воспоминаниях о враче-архиепископе он недоумевает, как это да «религиозность ни во веки веков не заглушала в нем достославный крик совести врача, ученого и гуманиста»?

Чудачеством называет он упрямый мода В. Ф. Войно- Ясенецкого накануне операцией сотворить короткую молитву, перекрестить больного и непременно начертить иодом на теле пациента крест. Верующие, согласен снова с образованием, для мира были «буiи» — ненормальные, безумные, темные… Следуя логике неверия, задаешься вопросом: насколько же «ненормален» был сей человек, совмещавший в себе целителя душ и телес, не просто просвещенный верующий, Но способный ученый-хирург с мировым именем и архипастырь? Святым Пантелеимоном нашего времени называли архиепископа Луку православные священники в зарубежье, и это сверка было пророческим: 11 июня (н.ст.) 1996 возраст он был прославлен как святой, в Земле Русской просиявший. как же смог он совместить «несовместимое»? На проблема сей ответил он самовластно словами из Псалма 50: «Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Древний разряд Войно-Ясенецких известен с XVI века, Но к тому времени, Кагда в 1877 году родился имеющий быть духовенство Лука, семья их нить небогато. Однако, священник его, владевший аптекарским магазином, смог дать своим чадам хорошее образование. Переезд Войно-Ясенецких из Керчи в Киев, а точнее, сходство святынь Киево-Печерской Лавры, повлияла на становление веры юноши Валентина. Способствовала этому и глубокая религиозность родителей, преданность к благотворению матери, Но более только — особая благочестивость отца-католика, Феликса Станиславовича.

После получения аттестата зрелости, Валентин с небывалыми до тово усердием и серьезностью прочитал подаренный ему директором гимназии новоиспеченный Завет, кто произвел на молодого человека впечатление, на всю существование определившее его положение к Православию. Он выбрал тяжелый жизненный конец исповедника православной веры. Не в один присест определился он с учебой. С детства имея дарование художника, Валентин, закончивший как один человек с гимназией художественное училище, пытается поступить в Академию художеств, Но склонность к гуманитарным наукам приводит его на юридический факультет. алчность присутствовать полезным простому народу и умный внушение директора народных училищ определило, наконец, его судьбу: Валентин Войно-Ясенецкий в 1898 году становится студентом медицинского факультета Киевского университета им. св. князя Владимира. Таланты безвозмездно не пропадают.

Дарованные Богом и родителями, он не только сберег, Но и приумножил: «Умение очень тонко живописать и моя тяготение к форме перешли в привязанность к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». до молодым врачом открываются неплохие перспективы, Но охота способствовать и склонность к бедным людям, приводят его в медицинский отряд Красного Креста. Здесь, во время русско-японской войны, выпускник университета единым духом же становится начальником хирургического отделения, а это — мочь самому планировать обязанности, и Войно- Ясенецкий берет на себя самое трудное, одновременно же он начинает оперировать, и операции, как замечали сослуживцы, проходили безупречно.

Не только на войне, Но и в больницах многих небольших городков, где после работал способный хирург, он не старался стать, как сегодня говорят, узким специалистом. Он применял свои таланты во всех областях медицины, оперируя, практически, на всех органах с одинаковым блеском: операции на суставах, костях, позвоночнике и головном мозге, почках, желчевыводящих путях, глазные и гинекологические… безотлагательно такое и представить невозможно! нужда земских больниц заставила столкнуться с проблемой наркоза, а последняя явилась толчком для научной деятельности — разработки нового способ обезболивания — регионарной анестезии, которую увенчала апогей доктора медицины. Но особую пристрастие питал Валентин Феликсович к гнойной хирургии — в те трудные времена гнойные осложнения травм и воспалительных заболеваний были правилом. как зачастую страдал ими мирской трудовой народ, для которого оставил в начале своего пути возможную научную карьеру преднамеченный профессор. как зачастую видишь брезгливо отворачивающихся от гнойной смердящей раны студентов, и даже некоторых врачей, да трудно представить эту особую влечение к «грязной работе» утонченного интеллигента. Может я преувеличиваю, не да быстро и часто?.. Но ни один человек помимо него не написал «Очерков гнойной хирургии», ставших не только классикой современной медицины, Но и выдающимся художественным произведением. ни одна душа видоизмененный не пьяный да публично исповедать свои грехи и ошибки, обвиняя себя в непрофессионализме, и накануне аудиторией в 60000 личность (таков был тираж книги) сознаться: да, я — происхождение той или же другой смерти. И это — в назидание другим… «Пожалуй, нет видоизмененный такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку» — вот суд труда ученого- хирурга одним из коллег Центрального института травматологии и ортопедии.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в кругу пациентов и коллег

Работа над книгой продолжалась некоторый годы трудных для Войно-Ясенецкого испытаний: во время войн, эпидемий, допросов и ссылок. Немало искушений претерпел уже начальник Лука, недопустимо, как ему временем казалось, сочетавший работу в морге и в гнойно-хирургическом отделении с архипастырским служением. Но бог открыл ему, и господин пишет в мемуарах: «… мои «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу, причинность в огромной степени увеличивали силу и разум моего исповедания в апогей антирелигиозной пропаганды», «Священный Синод… приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению, и возвел меня в чин архиепископа». Даже богоборческая господство не смогла не оценить великого таланта: вызволенному из третьей ссылки Владыке предложили работу в крупном эвакогоспитале, а опосля войны в 1946-м он получил зa свои «Очерки» Сталинскую премию 1-й степени. Прочитав написанное выше, дозволительно подумать: рацея соглашаться о каком-то идеализированном недосягаемом образе, даже упоминания о нелегких годах жизни тонут в восторгах и восхвалениях. А он во многом был как все: жил заботами о семье, в поте трудился, грустил и радовался, уставал, терпел обиды и стойко, как некоторый из наших соотечественников, переносил начавшиеся глумления и откровенные издевательства над самым дорогим — верой, Царем и отечеством. Свершилось страшное — вздыбленная, израненная революцией Россия стонала; в Ташкенте, где к тому времени Валентин Феликсович получил занятие хирурга и главного врача крупный городской больницы, стреляли. Чудом избежав смертного приговора «тройки», любые трудности он переносил спокойно и стойко. страда в запредельном режиме не для выгод, во репутация любви к ближнему, и неугасающая молитва, а значит, и услуга Божья, не позволяла озлобиться, сломаться.

Смерть жены продолжаться выбила из колеи. Оставшись с четырьмя детьми, он просит помощи около Бога, и Тот посылает доброго помощника, ставшего следующий матерью для детей, бездетную вдову, операционную сестру Софию Сергеевну. кладезь домыслов и подозрений витало около семейства, Но в мыслях и отношении своем к Софии Сергеевне В. Ф. Войно-Ясенецкий был чист. Он трудится деньки и ночи, пишет, молится. Он становится организатором Туркестанского университета, где на медицинском факультете занимает обязанность профессора, заведующего кафедрой топографической анатомии. маловато того, участвует в заседаниях церковного братства, не пропускает воскресных и праздничных служб, выступает на диспутах, защищая чистоту Православия от живоцерковной ереси, которой безбожная сила пыталась заменить веру отцов. По окончании одного из диспутов, начальник Иннокентий, присутствовавший на собрании, сказал Валентину Феликсовичу: «Доктор, Вам надобно находиться священником». Вскоре это свершилось, вызвав сенсацию в Ташкенте, бурю разнообразных чувств между студенческой молодежи и профессуры, гнев и злобу властей. епископ кривизна (Войно-Ясенецкий)Он не страшится страдать зa веру, терпит обвинение атеистов, непонимание со стороны безбожных коллег и учеников, оскорбления и угрозы представителей новой власти. На подмостках театров страны играется чудовищная в своей лживой сути пьеса, где в одном из персонажей дозволительно испытывать Войно- Ясенецкого, как врага советской власти, как препятствие в развитии главный пролетарской научной мысли. пара известных советских писателя дерутся и судятся среди собой, оспаривая приоритет авторства. Приоритет подлого доноса! Но, совмещая работа врача, ученого и пастыря, он читает лекции по анатомии в рясе с крестом, не начинает операцию, не помолившись до иконой, которая В любое время до ним в операционной. И только высочайший дарование хирурга, профессионализм, честность, требовательность к себе и подчиненным, долгое время защищает его от репрессий.

«Работа должна выглядеть, как бриллиант, гораздо его ни повернешь, он блестит». Вот да блестел в работе главный хирург-ученый, да блестела и исповедание православного пастыря. Он не мог толкать(ся) незамеченным, он обязан иметь продолженным, его крюк обязан был лежать непростым и долгим, и закончиться только тогда, Кагда он выполнит до лекарство отмеренное ему на земле предназначение. кроме во время работы в земской больнице Переславля, Кагда зеленый ученый задумал извещать книгу по гнойной хирургии, он с удивлением замечает приход в себе неотвязной мысли: «Когда исследование будит написана, на ней будит торчать название Епископ». Это и произошло, Но только издатели выражение «епископ» опустили.

Святитель кривизна (Войно-Ясенецкий) в узах

Во время раскола, Кагда противу Патриарха Тихона восстало поддержавшее Живую храм духовенство, священник Валентин Войно- Ясенецкий становится епископом Лукой. Вскоре — запевало арест, обыски, подвалы ГПУ, ссылки. Около двенадцати годов тюрем и ссылок: Красноярск, Архангельск, Большая Мурта Красноярского края, Енисейск, Туруханск… Из жаркого Ташкента к вечной мерзлоте. Никакие обстоятельства не могут побеждать архиепископа Луку — он ни на минуту не оставляет своей врачебной практики, он и в ссылке Архиепископ. Унижения, сырые камеры, бессонные ночи, допросы конвейером, не умаляют его любви к ближнему: некогда подаренный им полуголому, дрожащему от холода шпаненку тулупчик, спасает Во время арестов и ссылок. Владыку от неизбежных издевательств уголовников на этапах: вежливо они приветствуют его, называя «батюшкой». какой угодно похититель и бандит, как убедился Владыка, чувствует и ценит простое человеческое отношение. В начале Великой отечественной войны народу и властям потребовался уникальный хирургический способность Владыки. Он возглавляет крупнейший госпиталь, консультирует, оперирует и одновременно, спасая солдат, участвует в работе Священного синода, несет наитруднейшее церковное служение — управляет Красноярской кафедрой, затем, с 1944 возраст — Тамбовской. название хирурга-архипастыря становится известным во всем мире. Десятки наименований научных трудов и книг, 11 томов духовных произведений, проповедей оставил опосля себя господин Лука, лучший в 1954 году почетным членом Московской духовной академии.

Классическими стали «Очерки гнойной хирургии» (первое издание в 1936г.) и только давеча увидевший аристократия в России духовный книга «Дух, душа, тело», где анатом и хирург, проведший неисчислимое число операции и вскрытий, пишет о сердце, как о помещение нематериальной души, как органе Богопознания! Пятнадцать последних годов жизни архиепископа Луки (с 1946 по 1961) прошли в Симферополе, где, занимая архиерейскую кафедру, он не оставляет научную и практическую деятельный врача вплоть до тово момента, покамест перенесенная в 20-е годы немочь не привела его к полной слепоте. Там в голодные послевоенные годы на кухне архиерея В любое время готов, пусть немудреный, еда для многих человек: «На еда приходило ряд голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию. Я и тот и другой сутки варила высокий котел, и его выгребали до дна. вечер дядя спрашивал: «Сколько теперь было зa столом? Ты всех накормила? Всем хватило?» (Из воспоминаний В.Прозоровской, племянницы Архиепископа Луки). начальник консультирует приезжающих издалека больных, ставя диагноз, устраивая на лечение и операцию… Но слепота не стала помехой в служении Церкви и в оказании помощи людям. при совершении богослужений, находящиеся в храме не подозревали, что служит калека епископ. А Вседержитель в его немощи дал ему новую благодатную силу для лечения болезней.

Святитель кривизна (Войно-Ясенецкий)Каждый, оценивая происходящее, имеет в основе суждения мой опыт, вкладывающиеся в него воспитание, культура души и ума, привитое представление близких людей и любимых авторитетов: в литературе, в культуре, в науке, в вере. В безверии, в том числе. мысль чуда, поэтому, для кого-то — совпадение, для кого-то — просто бабушкина сказка, для кого-то — нераскрытая закономерность, для кого-то — изделие больного воображения. да или же иначе, необычайность, неестественность, а вернее, надъестественность чуда — в нарушении законов физического мира. Для верующего в Бога чудо ежедневный и повсеместно: почему бог мира и законов его не может нарушить опытный способ для каких-то благих целей? Силу выделывать чудеса, либо «дивные дела», дарует бог людям обращенным к Нему, чистым нравственно, имеющим наклонность к ближнему не меньшую, чем к самому себе. Мария Митрофановна Передрий получила подмога от архиепископа-хирурга и при жизни, и опосля смерти. кроме Кагда был жив начальник Лука, около Марии Митрофановны начала гноиться и недомогать губа. гораздо она ни обращалась, ни 1 доктор не смог ей помочь. между тем она обратилась к Владыке, и он вылечил ее. В 1989 году заболел ее благоверный Григорий. Она пошла к могиле святителя и слезно просила его о выздоровлении мужа. Пришла к себе и удивилась, что сожитель поднялся с постели, начал ухаживать по комнате и после чувствовал себя хорошо. Лариса Яцкова свидетельствует о том, что с возраст 1993 возраст до весны 1994 возраст около нее страшно болел левый глаз. мука распространилась и на левую знание головы. преимущественно она усиливалась к вечеру. Мучимая тяжкими болезнями, она приехала на могилу святителя и получила исцеление. Это как только некоторые из чудес святителя Луки, все их перечислить трудно. Преставился духовенство кривизна 11 июня 1961 года. 24-25 мая 1996 возраст в Симферопольской и Крымской епархии состоялось праздник прославления святителя Крымского Луки. «Церковь причисляет к лику святых подвижников веры и благочестия, исповедников и мучеников. И она теперь прославила нового святого угодника, какой отныне будит нашим молитвенником и покровителем…» — сказал опосля окончания здание Блаженнейший Владимир, духовенство Киевский и всея Украины. Заканчивая краткое изображение жизненного пути человека, как некоторый сейчас из нас, верующего врача, мы видим: он был лучше нас, и видя в нем недосягаемую для нас святость, мы все же можем церемония обратиться к нему, как посреднику, ходатаю накануне Богом, с просьбой освятить нашу жизнь, наши дела: 
«Святителю отче Луко, моли Бога зa нас». 

подробнее — http://sv-luka.orthodoxy.ru/live.php


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *