Пасха: как встречать Воскресение Христово
Священник отвечает на вопросы РП о главном православном празднике
Наступает Пасха — день Воскресения Христа, суть христианское торжество. В сей число завершится важный Пост, в храмах пройдут крестные ходы и праздничные службы, которые продлятся всю следующую неделю — Светлую Седмицу.
Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». как сказал в одном из пасхальных приветствий духовенство Кирилл, сей табель «являет нам достоинство подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего путы греха, что отделяет человека от Бога».
По просьбе РП, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин рассказал, с каким настроением нуждаться приветствовать Пасху, как объяснить авторитет праздника детям, что делать, если не получается начинать на службу и почему благодать куличей может начинать во утрата духовному.
Быть милосердным
— благодетель Федор, наступает Пасха, и вопрос, что задают себе некоторый человеки из числа тех, который только входит в существование церкви, как обманывать сей сутки благочестиво? как прожить его в соответствии с традицией?
— Здесь колоссально гордо указать, что самой Пасхе предшествует долгосрочный подготовительный промежуток — достославный Пост. Это время особых богослужений, более не повторяющихся во время годичного цикла. И Пасха, все ее праздник и радость, раскрываются намного глубже для тех, который к ней готовился — постился, ходил в храм, преимущественно в деньки Страстной Седмицы.
Сегодня огромное состав христиан игнорируют богослужения и приходят в мольбище только для того, что бы освятить куличи, и это большая лишение раньше только для них самих. Колоссальная потеря, потому что нет в году более радостной здание чем Пасхальная. И люди, которые лишают себя этого, просто теряют те дары, что хочет дать Господь.
Можно не освящать куличи, это только только что вторичный видный обряд. Важнее подготовить душу, оставаться с Христом в его страдании и воскресении. предпочтительный ухватка для этого — посетить богослужение: если не ночное пасхальное, то одно из тех, что происходят в ход следующей недели, называемой Светлой Седмицей.
— В дореволюционной литературе Пасха почти что В любое время упоминается как день, Кагда человеки проявляли исключительные милосердие и доброту. Было принято наделять обильную милостыню, предлагать страждущих, посещать больных в приютах.
— Действительно, русской традицией в сей сутки было принято выделывать добрые дела и милосердие. Мы просим Бога о помиловании, и можем смекать на Его прощение только в одном случае, Кагда подобная благодеяние живет и в нашем сердце, Кагда устройство нашей души родственно тому, что было в душе Христа. В сей день, нужно, по возможности, рождать другим людям как дозволительно больше радости и счастья.
Хорошей традицией была да услуга в уборке храма перед Пасхального торжества. Начиная с Великого понедельника и на протяжении всей Страстной Седмицы человеки всем вместе наводили способ в церквях, готовили их к празднику.
— С каким настроением нуждаться подобный к Пасхе?
— Православная традиция духовной жизни общий рекомендует необыкновенно осторожный вертеться с настроениями. если вы посмотрите на православные иконы, то, зa редкими исключениями, вы не найдете там эмоций.
Считается, что содержание эмоциональная, чувственная, может обмануть человека, ввести его в экзальтацию и заменить собою настоящую духовную жизнь. Все это глубоко чуждо православию. если индивид ходит в храм, читает Евангелие, то в душа он почувствует то есть то, что нужно. А богослужения как раз помогают доставать сей нормальный идеальный настрой — поэзию высшей красоты, Но трезвую и вдосталь не слезливую.
— Что дозволительно понимать в храме на Пасхальной неделе? Чем эти богослужения отличаются от других?
— Эти богослужения удивительно красивы. В храмах действительно шиш не читается, все только поется с особой торжественностью и силой. На Светлой Седмице некоторый ходят в мольбище ежедневно: просто, что бы продлить это добро радости, которое дает в эти деньки храм.
Традиции истинные и ложные
— Что вы скажете о традиции гостить кладбища и поминать усопших на Пасху?
— Эта традиция не имеет так себ е общего с православными канонами. Для поминовения усопших поглощать табель Радоница, кто в этом году попадает на 21 апреля, и глотать избыток других дней.
Я ни в коем случае не призываю предавать забвению об умерших, Но на Пасху поход на кладбище неуместен. Поминовения усопших в сей число нет ни в богослужениях, ни в обрядах. Мы вспоминаем Воскресение Христово, предчувствуем его, а поход на кладбище смещает акценты Пасхального торжества, уводит его в другую сторону.
Традиция посещений кладбищ на Пасху стала формироваться опосля Великой Отечественной войны, Кагда было огромное состав умерших. начальство всеми силами поддерживали ее, только бы отвлечь национальность от посещения храмов. Давали автобусы специальные. По телевизору то есть в Пасхальную ночь шла популярнейшая и редчайшая передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»: по телевизору показывали исполнителей, которых весь нигде больше в Советском Союзе очень было увидеть.
Это была намеренная стратегия — отвлечь почтение людей от церковной традиции. И сейчас, Кагда мы видим массовые паломничества на кладбища, мы можем говорить, что стратегия эта увенчалась успехом. что бы превозмочь ее, нуждаться как дозволено больше и громче выражать об истинном смысле Пасхальных торжеств.
— нуждаться ли передавать о Пасхе и предшествующих ей событиях детям? как исполнять сей сказка доступным?
— передавать стоит непременно — рассказывать, учить Евангелие, пояснять. Не непременно даже приходить к детской Библии, дозволено побеждать самостоятельный текст любого евангелиста и произносить его ребенку.
И дети, и подростки чувствуют евангельскую историю удивительно глубоко. Я преподавал основы православной культуры в обычной светской школе, между обычных, далеких от церкви детей. Тем на курсе было много, но, Кагда спор касалось пересказа тех мест Евангелия, где тост шла о предательстве Иуды, о Гефсиманской молитве, о суде над Христом и Его распятии, в классе В любое время была полная тишина.
Ребенок непременно начнет задавать трудные вопросы: «А почему изменник предал Христа?» или же «А если Христос — Бог, то почему он умер?». Эти вопросы несказанно важны, они означают, что дитя обдумывает услышанное, пытается его осмыслить. зa ответами дозволительно двигаться к священнику или же к преподавателю Воскресной Школы — для кого-то это довольно отправной точкой в пробуждении веры.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Выход из поста
— Откуда пошла традиция на Пасху украшать яйца, приготовлять куличи и творожную снедь?
— снедать красивое церковное предание: Кагда Мария Магдалина пришла к римскому императору и проповедовала ему о воскресшем Христе. правитель усомнился в правдивости ее рассказа и сказал, что это не может таиться правдой, как не может куриное яйцо, лежащее в корзине, начинать красным. И тогда, по молитвам Марии, яйцо, на глазах императора, приобрело румяный цвет.
Традиция печь куличи, которые в прошлом были церковной обрядовой едой, украшать яйца — все это дозволительно объяснить теперь простым желанием украсить мой питание опосля Поста, исполнять первую трапезу более праздничной и сосредоточиться в ней на скоромной еде: той, от которой пришлось воздерживаться. Людям весь свойственно это алчность — все украшать.
— дозволительно дать некоторый рекомендация людям по выходу из поста? Не секрет, что многие, завершив воздержание, совершенно набрасываются на еду?
— надо являться сдержанным, и помнить, что государство Божие — это не пища и питье. Обжорство исходит из духовного непонимания того, что следовательно праздничный день Пасхи. Но дозволительно говорить так: чем глубже особа будит вязнуть в церковную жизнь, чем больше будит рассказывать ему завещание радость, тем меньше будит означать веселье вещественная — в том числе и в виде еды.
Пример новомучеников
— как быть, если индивид не может посетить пасхальную службу — если он в немощи или же около него маленькие дети?
— теперь появилась мочь быть участником в процессе удаленно — после служба по телевизору. И хотя, конечно, это не заменяет ареопаг в храме, Но является подспорьем и утешением.
Интересно будит вспомнить сонмище новомучеников Православной Церкви. Эти святые могли десятками годов быть в тюрьме, весь оторванные от церковной жизни. Причем, между них были епископы, духовенство высшего звена — люди, которые до тюрьмы были на богослужениях ежедневно, точный дышали ими. И вот они лишены только — не только причастия, Но даже вида иконы и горящей предварительно ней лампады. Они живут в бараке, где правят уголовники, и где стоит матерщина. Что делали эти человеки Они творили молитву про себя, если было возможно, читали Евангелие, и даже в тюрьме Христос пребывал с ними. Те из них, кому повезло еще раз понимать свободу, одним разом же еще раз вливались в богослужебную жизнь.
То же дозволено посоветовать и тем людям, которые ныне не могут ходить на Пасху в храм. Почитайте тексты Писания, помолитесь. если это не банальная праздность и вы есть это не можете продавать — это не грех, Аллах не довольно за этого дальше от вас.
[hide]источник[/hide]