Пасха: как встречать Воскресение Христово
Священник отвечает на вопросы РП о главном православном празднике
Наступает Пасха — день Воскресения Христа, суть христианское торжество. В сей число завершится большой Пост, в храмах пройдут крестные ходы и праздничные службы, которые продлятся всю следующую неделю — Светлую Седмицу.
Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». как сказал в одном из пасхальных приветствий духовенство Кирилл, сей праздничный день «являет нам достоинство подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего цепи греха, что отделяет человека от Бога».
По просьбе РП, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин рассказал, с каким настроением нуждаться найти Пасху, как объяснить смысл праздника детям, что делать, если не получается начинать на службу и почему богатство куличей может начинать во порча духовному.
Быть милосердным
— благодетель Федор, наступает Пасха, и вопрос, что задают себе некоторый человеки из числа тех, который только входит в общежитие церкви, как обманывать сей число благочестиво? как прожить его в соответствии с традицией?
— Здесь непомерно гордо указать, что самой Пасхе предшествует длинный подготовительный промежуток — важный Пост. Это время особых богослужений, более не повторяющихся во время годичного цикла. И Пасха, все ее победа и радость, раскрываются намного глубже для тех, который к ней готовился — постился, ходил в храм, преимущественно в деньки Страстной Седмицы.
Сегодня огромное контингент христиан игнорируют богослужения и приходят в здание только для того, что бы освятить куличи, и это большая убыток заранее только для них самих. Колоссальная потеря, потому что нет в году более радостной здание чем Пасхальная. И люди, которые лишают себя этого, просто теряют те дары, что хочет дать Господь.
Можно не освящать куличи, это только лишь только вторичный наружный обряд. Важнее подготовить душу, иметься с Христом в его страдании и воскресении. выдающийся сноровка для этого — посетить богослужение: если не ночное пасхальное, то одно из тех, что происходят в ход следующей недели, называемой Светлой Седмицей.
— В дореволюционной литературе Пасха чуть не В любое время упоминается как день, Кагда человеки проявляли исключительные милосердие и доброту. Было принято навязать обильную милостыню, подносить страждущих, жаловать больных в приютах.
— Действительно, русской традицией в сей число было принято делать добрые дела и милосердие. Мы просим Бога о помиловании, и можем разбирать на Его благоволение только в одном случае, Кагда подобная благодеяние живет и в нашем сердце, Кагда устройство нашей души родственно тому, что было в душе Христа. В сей день, нужно, по возможности, доход другим людям как дозволено больше радости и счастья.
Хорошей традицией была да поддержка в уборке храма прежде Пасхального торжества. Начиная с Великого понедельника и на протяжении всей Страстной Седмицы человеки всем вместе наводили чин в церквях, готовили их к празднику.
— С каким настроением надо приличествовать к Пасхе?
— Православная традиция духовной жизни вместе рекомендует донельзя осторожный вертеться с настроениями. если вы посмотрите на православные иконы, то, зa редкими исключениями, вы не найдете там эмоций.
Считается, что проживание эмоциональная, чувственная, может обмануть человека, ввести его в экзальтацию и заменить собою настоящую духовную жизнь. Все это глубоко чуждо православию. если лицо ходит в храм, читает Евангелие, то в душа он почувствует то есть то, что нужно. А богослужения как раз помогают доставать сей безупречный бесплотный настрой — поэзию высшей красоты, Но трезвую и всесторонне не слезливую.
— Что дозволительно понимать в храме на Пасхальной неделе? Чем эти богослужения отличаются от других?
— Эти богослужения удивительно красивы. В храмах действительно ничто не читается, все только поется с особой торжественностью и силой. На Светлой Седмице некоторый ходят в здание ежедневно: просто, что бы продлить это положение радости, которое дает в эти деньки храм.
Традиции истинные и ложные
— Что вы скажете о традиции сделать визит кладбища и поминать усопших на Пасху?
— Эта традиция не имеет нуль общего с православными канонами. Для поминовения усопших теснить день Радоница, что в этом году попадает на 21 апреля, и поглощать избыток других дней.
Я ни в коем случае не призываю выпускать из виду об умерших, Но на Пасху поход на кладбище неуместен. Поминовения усопших в сей число нет ни в богослужениях, ни в обрядах. Мы вспоминаем Воскресение Христово, предчувствуем его, а поход на кладбище смещает акценты Пасхального торжества, уводит его в другую сторону.
Традиция посещений кладбищ на Пасху стала формироваться опосля Великой Отечественной войны, Кагда было огромное сумма умерших. начальство всеми силами поддерживали ее, лишь только бы отвлечь народность от посещения храмов. Давали автобусы специальные. По телевизору то есть в Пасхальную ночь шла популярнейшая и редчайшая передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»: по телевизору показывали исполнителей, которых общий нигде больше в Советском Союзе мочь было увидеть.
Это была намеренная стратегия — отвлечь уважение людей от церковной традиции. И сейчас, Кагда мы видим массовые паломничества на кладбища, мы можем говорить, что стратегия эта увенчалась успехом. что бы превозмочь ее, надо как дозволено больше и громче утверждать об истинном смысле Пасхальных торжеств.
— надо ли извещать о Пасхе и предшествующих ей событиях детям? как исполнять сей анекдот доступным?
— повествовать требуется непременно — рассказывать, произносить Евангелие, пояснять. Не непременно даже приходить к детской Библии, дозволено жениться самостоятельный текст любого евангелиста и произносить его ребенку.
И дети, и подростки чувствуют евангельскую историю удивительно глубоко. Я преподавал основы православной культуры в обычной светской школе, между обычных, далеких от церкви детей. Тем на курсе было много, но, Кагда случай касалось пересказа тех мест Евангелия, где диатриба шла о предательстве Иуды, о Гефсиманской молитве, о суде над Христом и Его распятии, в классе В любое время была полная тишина.
Ребенок непременно начнет задавать трудные вопросы: «А почему изменник предал Христа?» или же «А если Христос — Бог, то почему он умер?». Эти вопросы донельзя важны, они означают, что дитя обдумывает услышанное, пытается его осмыслить. зa ответами дозволено двигаться к священнику или же к преподавателю Воскресной Школы — для кого-то это довольно отправной точкой в пробуждении веры.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Выход из поста
— Откуда пошла традиция на Пасху украшать яйца, приготовлять куличи и творожную снедь?
— употреблять красивое церковное предание: Кагда Мария Магдалина пришла к римскому императору и проповедовала ему о воскресшем Христе. правитель усомнился в правдивости ее рассказа и сказал, что это не может заключаться правдой, как не может куриное яйцо, лежащее в корзине, останавливаться красным. И тогда, по молитвам Марии, яйцо, на глазах императора, приобрело розовый цвет.
Традиция печь куличи, которые в прошлом были церковной обрядовой едой, украшать яйца — все это дозволено объяснить теперь простым желанием украсить мой пища опосля Поста, исполнять первую трапезу более праздничной и сосредоточиться в ней на скоромной еде: той, от которой пришлось воздерживаться. Людям общий свойственно это похоть — все украшать.
— дозволительно дать некоторый внушение людям по выходу из поста? Не секрет, что многие, завершив воздержание, слово в слово набрасываются на еду?
— надо попадать сдержанным, и помнить, что государство Божие — это не трапеза и питье. Обжорство исходит из духовного непонимания того, что следовательно табель Пасхи. Но дозволительно говорить так: чем глубже особа будит вязнуть в церковную жизнь, чем больше будит растворяться ему завещание радость, тем меньше будит обозначать веселье вещественная — в том числе и в виде еды.
Пример новомучеников
— как быть, если прислуга не может посетить пасхальную службу — если он в немощи либо около него маленькие дети?
— теперь появилась мочь входить в состав в процессе удаленно — после треба по телевизору. И хотя, конечно, это не заменяет пребывание в храме, Но является подспорьем и утешением.
Интересно будит вспомнить армия новомучеников Православной Церкви. Эти святые могли десятками годов быть в тюрьме, весь оторванные от церковной жизни. Причем, между них были епископы, духовенство высшего звена — люди, которые до тюрьмы были на богослужениях ежедневно, точь в точь дышали ими. И вот они лишены только — не только причастия, Но даже вида иконы и горящей пред ней лампады. Они живут в бараке, где правят уголовники, и где стоит матерщина. Что делали эти человеки Они творили молитву про себя, если было возможно, читали Евангелие, и даже в тюрьме Христос пребывал с ними. Те из них, кому повезло опять понимать свободу, одновременно же снова вливались в богослужебную жизнь.
То же дозволено посоветовать и тем людям, которые ныне не могут направляться на Пасху в храм. Почитайте тексты Писания, помолитесь. если это не банальная бездействие и вы в самом деле не можете продавать — это не грех, Саваоф не довольно за этого дальше от вас.
[hide]источник[/hide]